Коммандер Шепард уходит на заслуженный отдых

Я вдоволь налетался, настрелялся и наобщался в Mass Effect 3, и вот мои впечатления. Без спойлеров.

Масс Эффект — это монументальная, грандиозная трилогия в жанре science fiction и очень значимая веха в мире современных игр. Это, может быть, самая важная фантастическая вселенная нашего времени. Как минимум, это то, что никак нельзя пропустить.

Вся серия едина, игра изначально и задумывалась именно как трилогия. Поэтому для максимального эффекта и погружения нужно обязательно играть во все три части, последовательно. Сейв-файл из первой части загружается во вторую, а затем из второй — в третью, вместе со всеми вашими поступками и вызванных ими последствиями. Если в Mass Effect 2 это было не так заметно, то именно в третьей части разработчики уделили особое внимание деталям: персонажи вокруг упоминают события из первой игры, которые могли бы и не случиться, поступи вы иначе; а во второй части практически любой член команды может умереть, и эти события тщательно перенесены. В каких-то случаях погибшего сотоварища заменит новый полноценный персонаж, со своим характером, взглядами на мир и, конечно, озвучкой. Здесь очень много этих «а-что-если», и когда их замечаешь, то по-настоящему погружаешься и ощущаешь себя частью истории.

По своей простой сути, все Mass Effect’ы — это шутеры от третьего лица, и половину времени игры проходит за стрельбой и уничтожением наёмников, бандитов или мутантов с изменённым сознанием. Но игра запоминается как раз не стрельбой, а тем, что занимает всё остальное время, а именно — разговорами. В Rock, Paper, Shotgun даже придумали соответствующее название этому жанру — Guns & Conversation. Но ME — это конечно, настоящая ролевая игра, и не потому, что тут можно получать левелы и способности, прокачивать циферки (хотя инвентаря-то и вообще нет!), а потому что каждый из нас играет за своего или свою Шепарда, принимает решения и влияет на судьбы в очень достоверном мире с кучей подробностей. Классическое определение RPG уже не актуально.

Удаётся это Масс Эффекту ещё и потому, что он пытается быть кинематографичным, и это у него получается на все сто. Всё благодаря отличной постановке, качественной озвучке, motion capture и lip-sync.

В третьей части главному герою нужно спасти галактику от риперов — орд безжалостных и бесчувственных машин с неизвестными мотивами. Сделать это возможно только если объединить все расы под единым знаменем, а это, мягко говоря, не просто: кроганы ненавидят турианцев и салярианцев за стерилизацию их расы, а у кварианцев вечные проблемы с гетами, которых они же сами и создали. Плюс ко всему вечно сующий во всё свои лапы The Illusive Man со своей шайкой. Впрочем, Шепарда ещё никогда ничего не останавливало, не остановит и в этот раз.

ME3 улучшает многие аспекты уже хорошо зарекомендовавшей себя серии. Улучшено управление в укрытиях и управление отрядом, упразднены ненужные мини-игры, изменена в лучшую сторону система хороший-плохой. Но самое классное в этой игре это возможность встретиться с друзьями и соратниками из прошлых частей. Ведь Mass Effect это серьёзные игры про дружбу, любовь, героизм, смерть, пожертвование, гуманизм и трансгуманизм. Но, конечно, есть место и юмору — заслуживают отдельного упоминания отрывки из боевика BLASTO, где главный герой — секретный агент из расы ханаров, представляющий из себя попросту медузу с щупальцами.

Вы возможно слышали, что концовка Mass Effect 3 вызвала волны неодобрения со стороны фанатов. Лично я скажу, что меня всё устроило, хотя события там странные. Но иначе, наверное, и быть бы не могло. Также в игре используется крайне сомнительная система «галактической готовности», влияющей на исход игры. Готовность можно поднять, задрачиваясьиграя в мультиплеер, но я рекомендую вам просто играть и не беспокоиться — разница в возможных концовах ничтожна.

Игра великолепна и достойно завершает историю Коммандера Шепарда, но существование вселенной Mass Effect на этом не заканчивается, и будет очень интересно посмотреть, что Bioware сделают дальше.