После продолжительного хиатуса я решил спуститься в полуразрушенные тоннели московского метро и рассказать, как там вообще живётся.
Год, как можно догадаться, 2033-й, прошло двадцать лет с того времени, как на столицу были сброшены атомные бомбы. В живых остались только те, кто успел вовремя укрыться в подземке. Станции метро теперь представляют собой маленькие поселения со своими порядками. Бумажные деньги здесь ценности уже не имеют, вместо них в этом постапокалиптическом подземелье актуальной валютой стали патроны — они хотя бы на что-то годны, ведь в тоннели, кишащие огромными крысами-мутантами, без оружия лучше не соваться. А на поверхность и подавно: радиация, холод, дышать невозможно, и к тому же огромные летающие твари постоянно норовят схватить тебя, а может, и голову откусить.
Сеттинг этого шутера от первого лица отличный — спасибо, видимо, книжке — но игре, к сожалению. не хватает глубины в других аспектах. Игра совершенно прямолинейная, коридорная и — правильно! — рельсовая, ведь мы в метро. В прямолинейности нет ничего плохого, лишь бы мы-игрок не заскучали. Сюжет поначалу захватывает неплохо, но потом превращается в нечто глупое, особенно к концу игры. Зато побывать на ВДНХ, Рижской и других станциях, постоянно сверяя свой маршрут с картой московского метро, было интересно. Но зачем манить нас невероятным местом-спасением половину игры, чтобы потом всего лишь дать поглазеть на это место пару минут и вышвырнуть дальше в коридоры?
Собственно стрельба в игре не удалась — она неудобная, неточная, время перезарядки невозможно долгое. Разнообразия оружия особого нет, хотя идея с пневматическими устройствами, давление в которых надо самому периодически подкачивать, неплоха. В некоторых местах игру можно пытаться пройти «по-тихому»: у главного героя есть оружие с глушителем, метательные ножи, бросать которые — одно удовольствие, и датчик заметности (см. Thief). Плюс, любой источник света в игре можно погасить, разве что кроме костров. Стелс тем не менее сделан тоже неудачно — заметить могут легко, и без перестрелки и убийства всех солдат, никак не обойтись.
AI этих солдат совершенно идиотский — зачастую они не могут выбраться из комнаты, в которой находятся, и порой они пытаются укрыться не с противоположной стороны чего-либо, а с ближней — прямо под град моих пуль. В то же время если они могут увидеть хотя бы мизерную часть ГГ, то тут же начинают стрелять и никогда не промахиваются — в паре уровней это довольно сильно выбешивает.
Идиотизма добавляет просто отвратнейшая озвучка. Для атмосферы и аутентичности английская версия никак не подходит — получается русское метро, полное эмериканс. Фо маза раша! Русскую же озвучку, с которой я и играл, озвучивали те же пять опостылевших всем голосов, известных по остальным бездарным «локализациям», которые делают у нас в стране. И я прямо вижу, как каждому из этих актёров попросту дали список фраз без всякого контекста, и конечно же вырванные даже из диалогов. Это ужасно. Мимезис сломан напрочь. Хотя бы главный герой молчит всю дорогу, прямо как Фримен.
С графической частью всё тоже противоречиво. У игры очень мощный движок с реализацией возможностей DirectX 11, и всё освещение полностью динамическое. Но проблемы как у F.E.A.R. — технически впечатляет невероятно, а вот выглядит уродливо. Гамма постоянно серая и однотонная, мужских моделей от силы полдюжины, все на одно лицо, женская же похоже совсем одна. Есть, конечно, и хорошие моменты — сцена с духами умерших и поездом-призраком великолепна.
Metro 2033 могла бы быть сильно лучше, будучи дополированной и более сфокусированной на выживании и скрытности. А так получился середнячок. И новый ролик будущего сиквела уже не кажется таким интересным…