Infinifactory и мясо на ваших тарелках

Подчиняйся.Текст ниже содержит спойлеры из игры Infinifactory.

Я полтора года как вегетарианец — совсем не ем мясо и рыбу. Это не аллергия и не эксперимент, причины на это исключительно этические: я против массового убийства животных и против производства их для этой цели. На эту тему могу порекомендовать отличную книгу Eating Animals Джонатана Фоера (Jonathan Safran Foer). Или, например, творчество хардкор-панк группы Carnist.

Какое-то время меня посещала идея социально-политической игры, в которой бы поднималась эта тема, чтобы каким-то образом там был показан контраст и парадокс между вездесущим поеданием мяса и одновременной любовью человека к животным — к котикам или собачкам, хотя бы.

Точнее, у меня была не конкретная идея игры, а попросту идея идеи, потому что ничего дельного в голову мне не приходило. И как же я был ошарашен, когда внезапно я воочию застал реализацию именно этого в паззл-игре Infinifactory, там где этого ожидать я никак не мог.

Infinifactory — недавняя игра Зака Барта (Zach Barth), известного своими играми-головоломками с открытым подходом к решению задачек. Вам даётся X и Y, а на выходе при помощи разнообразного инструментария нужно получить некое Z. Игрок не столько отгадывает решение дизайнера, сколько создаёт решение самостоятельно и может выразиться, проявить собственную креативность. В этом процессе много схожего с программированием.

Также, Зак написал Infiniminer, идею которого впоследствии позаимствовал (или «украл», как кто-то предпочитает считать) Маркус «Нотч» Першшон (Markus Persson) и создал столь популярный Minecraft. А в новой TIS-100 от того же Зака заниматься программированием надо в самом буквальном смысле, на вымышленном языке ассемблера.

Например, в прошлой игре, SpaceChem, нужно было собирать и разбирать химические элементы на плоском двумерном поле. Соедини два водорода и один кислород — получи воду. Игра, однако, чрезвычайно сложная и довольно абстрактная, несмотря на наличие сюжета. Это заставило меня её в итоге забросить.

Здесь же, в Infinifactory, всё сильно дружественнее, понятнее: некие инопланетяне заставляют разрабатывать для них фабрики по сборке, а иногда и починке, кораблей, радаров, ракет, шаттлов и прочего. Механически работает это так: можно свободно перемещаться по трёхмерному уровню и от вида от первого лица размещать блоки разных типов куда угодно, в любых количествах. Как Minecraft в creative-режиме, но без пиксель-арта. И, зачастую где-то в космосе.

Блоки представляют собой наш инструментарий — это конвейеры, буры, сварочные элементы, детекторы и многое другое, необходимое для того, чтобы из простых входных материалов собрать требуемый продукт. В итоге получается что-нибудь примерно вот такое:

2015-08-22-18-16-24

Возможных решений не счесть. У вас может получиться монстр, подобный тому, что ниже, и который потребует, если вам этого захочется, оптимизации, а возможно и вообще полного реинжиниринга. А оптимизировать вам захочется, потому что у друзей результаты по эффективности работы фабрики будут точно лучше ваших.

2015-08-22-18-14-34

И вот здесь мы подходим к самому интересному. На очередной планете первый уровень называется MEAT PRODUCT TYPE 57 и просит нас сделать пачки мяса в вакуумной упаковке… из живых зверьков, напоминающих сусликов. Прямо в их естественной среде обитания — эти зверята, тут же, рядом, периодически выпрыгивают из своих норок.

Убивай.

Инструментарий и геймплей остаются теми же, но сюжет уровня приобретает совершенно другой оттенок. Игроку приходится заниматься той же работой, которой занимаются создатели и работники мясных фабрик, каждый день и каждое мгновение поставлящих мясо на ваши тарелки. В игре, к сожалению, нет ничего про осеменение и размножение животных, однако игроку необходимо сначала вытолкнуть зверька из норки и затем отправить его по конвейеру на бойню, после чего расфасовать мясо. Так как зверёк живой, он норовит убежать в сторону, поэтому для эффективности фабрики игрок вынужден построить стенки вокруг конвейеров. Именно по такому же принципу максимальной эффективности, с ужасными условиями для животных, работают настоящие мясные фабрики.

Я был впечатлён, насколько гениально этот уровень доносит идею проблем повседневного употребления мяса животных. В таком уникальном виде это возможно только в игре, поскольку игроку приходится строить фабрику самостоятельно, а не, скажем, читать про неё или пассивно наблюдать. Мне стало интересно, был ли вегетарианский месседж заложен в игру специально, или это получилось случайно, просто как элемент развития сюжета с инопланетянами. Поэтому я обратился к автору, и вот что он мне ответил:

Всё именно так и было задумано. […]

 

Эти паззлы про мясо (их два, чтобы уж точно донести идею) — они про моё отношение к мясу с подобных мясных фабрик. Сам я лицемерный всеядный, и хоть с отвращением отношусь к тому, откуда получается большая часть животного белка, потребляемого нами, всё-таки напрямую это поддерживаю, покупая и потребляя мясо. Как ты правильно отметил, эти уровни представляют интересный взгляд на ситуацию, на то, как кто-то занимается своей работой и проектирует такую фабрику, быть может даже без злого умысла. Что интересно, ни один из этих двух уровней не обязательно проходить — хотя тогда придётся пройти пару других, более сложных, — но тем не менее большинство игроков охотно их проходят, участвуют в этом… Всё прямо как в жизни. Вот такие, блин, дела.

 

It was absolutely intentional. […]

 

To me, the meat puzzles (there are two, to really hammer home the point) are about my relationship with factory-farmed meat. As a hypocritical omnivore I’m abstractly offended by the way that the majority of our animal protein is grown yet also a direct supporter of it by choosing to purchase and consume it. As you’ve pointed out, the puzzles are an interesting way to look at the situation, as someone just trying to do their job and engineer the factory, without necessarily meaning any harm in the process. Interestingly, they’re also completely optional; since the game lets you skip a few levels you don’t have to do the meat puzzles, but it makes the game tougher by forcing you to solve harder puzzles on the last planet instead. Despite that, most players willingly participate in the meat puzzles… much like in real life. It’s mundane and fucked up at the same time.

Игра великолепна сама по себе и без этого, как качественная головоломка, но после того, что я увидел, она точно становится одной из моих самых любимых.