Кто бы мог подумать, что устройство матрёшек будет применено кем-то в качестве основной механики в компьютерной игре. И ведь эта механика очень удачно здесь работает.
Главный герой — Чарли Блекмор, самый младший, и потому маленький, сын в семье Блекморов, отправляется спасать своих сестёр, брата и родителей от рабского гнёта Злого Барона. Мир Stacking со стилизацией под Америку 1920-х годов наполнен множеством разнообразных людей-матрёшек различных размеров. Забежав за спину к матрёшке чуть большего размера, в неё можно залезть, а затем залезть в ещё более крупную, и так далее. Обычно маленькие матрёшки это дети, а самые крупные — это пожилые дамы и старики. Аналогично можно и вылезти, при этом эти два действия — внутрь и наружу — используются постоянно и удобно привязаны на левую и правую кнопки мыши.
У каждой матрёшки есть какая-нибудь личная способность, например дамочки в фиолетовых шляпках любят попивать чаёк (бесполезно), мужчина с трубкой может её покурить (тоже бесполезно), а, например, поевший недавно горохового супа Мериветер Малодор, умеет знатно испортить воздух (а вот это пригодится). Кроме похожих друг на друга прохожих, здесь есть вот такие уникальные персонажи с именами и описаниями.
Сок игры — в решении различных квестов. Вот, например: поезд стоит на перроне и не собирается никуда ехать, ведь машинист, кондуктор и билетёр отлично проводят время в местной Royal Lounge с баром. Мчимся к бару — здесь вход только по приглашениям, а охранник с «неоконченным курсом пристального надзора за дверьми» никогда не поворачивается к нам спиной. Простое решение находится рядом — залезаем в механика и проникаем внутрь через вентиляционную шахту. Хозяин бара замечает наше присутствие и тут же разгоняет всех вон, потому что вечеринка разрушена.
Но есть и другой, более изощрённый и интересный способ — принимаем контроль красивой блондинки-вдовы и, используя наши чары, отводим охранника прочь, затем выпрыгиваем из неё и сразу же быстро залезаем в охранника. Ну а там попасть внутрь заведения не составит труда. Есть и третий способ, не без участия невыносимых газов вышеупомянутого Мериветера. Пройти Stacking можно очень просто и быстро, но гораздо интереснее найти все три, четыре или пять решений к каждому из таких квестов. Особенно радует, что, за парой исключений, все решения выполнены абсолютно логично, и у меня было множество успешных и удовлетворительных моментов из разряда «а что если…».
События игры происходят попеременно на железнодорожном вокзале, пароходе, дирижаблях и поезде. Матрёшки озвучены как в The Sims, то есть без языка — говорят они полную неразбериху. Но настроение и характер персонажей переданы очень хорошо. Да и мир ощущается как живой — все вокруг куда-то ходят, дети резвятся и балуются, а старики всем вечно недовольны. В Stacking кроме решений квестов можно коллекционировать уникальные матрёшки (есть даже мумия, пеликаны и медведи), а также мини-ачивменты, которые подталкивают к эскпериментированию — название известно, но что нужно сделать, нет. Всё собранное отображается на отдельном экране, а успешный сбор открывает новый концепт-арт, доступный из главного меню, прямо как в Psychonauts.
В игре постоянно звучит одна и та же надоедливая музыка на старый мотив, времён трещащего винила, а кат-сцены скучны, будучи выполненными в стиле немого кино. Порт игры c Xbox 360 мог бы быть лучше — сейчас она ограничена 30 кадрами в секунду. Но в целом, это очень приятная, интересная и очень даже семейная головоломка от Double Fine.
Stacking можно приобрести на Steam.