13 век. Земли, населённые людьми, эльфами и гномами-краснолюдами. Настоящее альтернативное фэнтезийное средневековье. Это Ведьмак 2.
Принять первую игру в серии (2007) было тяжело: неувлекательный сюжет, странный мир и крайне своеобразная игровая механика. Более двух часов выдержать я не смог. Один мой друг честно пытался начинать, четырежды — и всё безуспешно. Нет, конечно, многие очень хвалят ту игру, но мучения вида «надо пройти десяток часов, и всё встанет на свои места» — это не для меня.
Отзывы о втором Wiedźmine были ещё более восторженными. «Серьёзная, взрослая игра с шикарной графикой». Окей. И я, не страшась собственного незнания событий первой части (а ведь тут можно загрузить сейв из предыдущей игры), рискнул окунуться в W2.
Главный герой — ведьмак по имени Геральт из Ривии. Он, на самом деле, не из Ривии, но каждому он представляется именно так, потому что это звучит солиднее. Ведьмаки обладают сверхчеловеческой силой, знакомы с магией и являются большими экспертами по борьбе с нечистью. Простой люд относится к ним по-разному: кто-то восхищается, кто-то ненавидит и с радостью бы увидел ведьмаков сожжёнными на костре. Но никто не остаётся к ним равнодушным.
В начале первой части Геральт растерял всю память и сейчас пытается её восстановить, одновременно выпутываясь из политических передряг, с которыми его так или иначе сталкивает судьба. Политику он не любит, зато хорошо выполняет свою работу.
Пролог игры — наверное самая сильная и захватывающая её часть. В тюрьме Геральта допрашивает его, как позже оказывается, приятель по имени Вернон Роше. И Геральт в четырёх небольших эпизодах повествует о том, как они с королём Фольтестом, у которого наш ведьмак был в телохранителях, подходили к стенам замка Ла Валлетов, как штурмовали город, и что произошло внутри, когда король был зверски убит прямо на глазах Геральта. В тот же момент убийца проворно скрылся с места преступления, и поэтому вина, как можно догадаться, пала на Геральта.
Эти эпизоды успешно выполняют три роли. Это хороший туториал, так как эта часть игры прямолинейна, цели ясны сразу, а механика сражений остаётся упрощённой. Далее, эта часть игры знакомит нас с некоторыми из главных героев и их местом в повествовании: например, перед нами во всей своей обнажённой красе предстаёт возлюбленная Геральта, рыжеволосая чародейка Трисс. А также, наконец, здесь начинается (на самом деле не здесь, а в этом ролике) тема убийства королей, которая вынесена в название игры.
Невозможно не заметить, насколько серьёзная в Ведьмаке литературная составляющая и насколько сильные здесь персоналии. Они здесь не просто NPC для болтовни, нет. У каждого есть идеалы, место и цель в жизни. У многих местных героев, конечно, это жажда власти и прочие политические желания, но немало и тех, кто борется за справедливость и свободу. Простой же народ занят своими хлопотами и выпивкой, а мужики, конечно же, любят пошутить про баб и cycki.
После пролога вас ждут три структурно очень похожих главы и окончание. Глава — это по сути город, знакомство с новыми людьми (и нелюдьми — а тема расизма в W2 занимает немаленькую роль) и набор квестов, ключевых или опциональных. Очень хорошо сделан журнал, в котором описаны квесты и текущие цели — это не очередной краткий список, а настоящий динамически пополняющийся сборник рассказов, написанный другом Геральта, бардом по имени Лютик, которого ведьмак спасёт из петли в начале первой главы. В этом дневнике будут элегантно отражены и решения, которые вы примете по ходу игры.
Решения здесь — не полярные в стиле хороший Шепард / плохой Шепард. Так как личности здесь разнообразные и непростые, то зачастую сложно понять, насколько благие у них намерения, и в чью пользу стоит сыграть, когда представляется возможность выбора. При этом Геральт всегда остаётся самим собой, не кажется пустышкой-марионеткой, любой из вариантов для него будет достойным. Ещё интересно то, что многие решения начиная с конца первой главы довольно неплохо влияют на события во второй, третьей главах и в концовке.
А вот с традиционной частью геймлея, пожалуй, всё очень плохо. Кроме двух мечей (обычный и серебряный, против нечисти) у Геральта есть возможность ставить ловушки, бросать ножи и бомбы. Всё это дело можно крафтить самому или покупать. Также можно использовать пять магических знаков, причём адекватно увидеть в игре их смысл можно только мельком в туториале, а потом это просто названия: Ирден, Аксий и т.п. Всё это даже если и хорошо в теории, то на практике довольно скучно. «Нормальная» же сложность явно завышена. Кто-то из западной прессы предлагал ввести в Mass Effect кнопку «пропустить сражения», так вот здесь я был бы ей счастлив.
По мелочам: краснолюдок так и не показали, но, говорят, что они тоже отращивают бороды, так что хорошо-нет-спасибо-не-надо. В Mass Effect тоже не было турианок или, скажем, салярианок. А ещё в местных городках бегают собаки и кошки, и если случайно или намеренно разрубить дворняжку напополам, то весь проклятый городок нет, НЕ войдёт в режим паники и самосуда (см. Skyrim).
Книга и игра — исконно польского происхождения, и, конечно же, чтобы полностью ощутить местный колорит, рекомендую играть с польской озвучкой (kurwa mać!). Язык текста выбирается отдельно, я предпочёл русский, чтобы не путаться сильно.
Не может не радовать, что CD Project RED — изначально PC-направленные девелоперы, поэтому здесь доступен широкий набор настроек (правда только вне игры, что неудобно). Выглядит игра зашибательски и при этом — если что — неплохо нагибает на высоких настройках GTX 560 Ti. Саундтрек игры абсолютно прекрасен, и его наверняка можно полюбить, даже не играя в W2. Про OST первой части ходят столь же хвалебные отзывы.
В целом, если вы готовы перенести тяжёло воспринимаемую механику ради интересного сюжета и серьёзно выполненного мира, могу только порекомендовать Witcher 2: Assassins of Kings.